Искать!
БИЗНЕС
Промо-зона TianDe: Мы несем красоту и успех людям, которые нас окружают!
ОПРОС

Где Вы намерены отдыхать нынешним летом?

В Крыму
В России
За рубежом
На даче
Дома, на диване
Другое
А что такое "отдых"?

РЕКЛАМА



МЕСТО СДАЕТСЯ




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Приоритет Береженого Бог бережет. Путин предупредил, что коронавирус из Москвы уходит в регионы
События Импортозамещение. В Крыму построят российские аналоги "Мистралей" за 100 млрд
Репортаж Нет проблем? В Севастополе узаконили "незаконное" обеспечение Развожаева
Проиcшествия Конфликт исчерпан. Крымский чиновник-боксер пострадал в схватке с хулиганами
Политика Ответь правильно. Участникам голосования в Севастополе подарят семь автомобилей
Экономика Спасение утопающих. Простаивающим предприятиям Крыма отменили аренду за апрель
Общество Путешествие из Санкт-Петербурга в... Севастопольский поезд обогнал симферопольский
Интервью Мария Лукавская: "Понятия добра и сострадания везде в мире одинаковы"
Трибуна Врио губернатора Севастополя. "Cтерильный, дистиллированный чиновник" - публицист
Среда обитания Сенсационное открытие. В Крыму обнаружили новый биологический вид насекомого
Культура Референдум, Дима. Канделаки "отбрила" Гордона ответом на вопрос, чей Крым
Спецпредложение Читали? "Хроника флотского спецназа" (фото)
РЕКЛАМА



МЕСТО СДАЕТСЯ




ПАРТНЁРЫ

2008-12-05 23:46 Культура

Марк Захаров: Зомби, друг мой, ты свободный человек



ВАША РЕКЛАМА
Гостем одной из редакционных летучек "НИ" стал художественный руководитель театра "Ленком", режиссер Марк Захаров, недавно получивший премию "Звезда Театрала" за спектакль "Женитьба" (читателями этот спектакль был признан победителем в номинации "Звездный актерский ансамбль пятилетия").

На встрече в редакции Марк ЗАХАРОВ оставался верным себе – был ироничен, откровенен, поразил нас удивительным чувством юмора. Нам удалось побеседовать о многом. Впрочем, разговор начал сам Марк Анатольевич…

– Очень благодарен вам за приглашение. Это для меня лестно. А потом, очень интересно посмотреть на ваши стены. Они ведь уже намоленные. И понятно, что ваша редакция – настоящий творческий очаг. Артисты различают это на подсознательном уровне. Они любят играть в старых театрах, в зданиях, где что-то происходило. И еще я хотел бы сказать, что "Новые Известия" стоят для меня в ряду хороших газет. А вот журнал "Театрал" вызывает страшное озлобление… Знаете почему? Потому что его весь надо прочитать. Я иногда думаю: "Ну, только первую страничку посмотрю". Но потом тянет прочесть вторую, третью и так далее, а время-то идет. И весь журнал я проглатываю, как ненасытная акула, и думаю: "Эх, как они затягивают своими страницами".

– Время сегодня дорого?

– То, что оно дорого, понятно по зрительному залу. Я радуюсь, когда в театр приходит примерно равное количество мужчин и женщин – это значит, что идет хороший спектакль. Потому что мужчины сейчас очень ценят время и деньги.

– А если одни женщины пришли?

– Это сигнал. Может быть, и радостный, но, скорее всего, спектакль переходит в фазу второй свежести. Хотя иногда о свежести трудно судить. Вот недавно на гастролях в Петербурге мы в тысячный раз сыграли "Юнону и Авось". Много лет этот спектакль идет на сцене "Ленкома", но аншлаги не прекращаются. Регулярно меняются артисты, от первого состава остался только один человек – ассириец Александр Садо. В день тысячного спектакля я написал ему на афише поздравление с тем, что он самый долгопоющий ассириец на территории Российской Федерации. Кстати, на поклонах после спектакля были громовые овации, публика очень долго не отпускала артистов, тогда я вышел на сцену и сказал: "Вы меня извините за неадекватность, но когда я слышу такие аплодисменты, то думаю: наверное, так встречали Ленина на третьем съезде у нас в купеческом клубе, где теперь размещен "Ленком".

– В "Ленкоме" стали часто бывать государственные деятели. И если раньше было модно играть в теннис, а затем заниматься дзюдо, то теперь, наверное, появилась мода ходить в ваш театр?

– (Смеется.) Да, вообще многие решили, будто у меня наверху есть очень сильная поддержка. Приходят часто, я даже охранников многих знаю в лицо. Недавно приходил Дмитрий Анатольевич (Медведев. – "НИ"), и я увидел, что из старой президентской охраны осталось два человека, в том числе женщина.

– Медведев посетил "Ленком" в ваш день рождения: приехал вручать вам орден. Этот визит был сюрпризом?

– Нет, мы знали об этом. С утра по театру ходили две совершенно замечательные собаки. Одна туалет осмотрела, и нам сказали: "Не ходите туда больше, а то собаку снова придется запускать". Правда, для моей дочери все-таки сделали исключение.

– Можно создать целую галерею именитых гостей, которые побывали в "Ленкоме"…

– Я помню, когда в горбачевскую эпоху Ельцин был отовсюду изгнан, я позвонил ему по телефону и пригласил на спектакль "Диктатура совести". В постановке был такой момент, когда Янковский выходил с микрофоном в зал и задавал вопросы. А в тот вечер он подошел к Ельцину. Народ закричал: "На сцену его!" После этого Ельцин еще не раз приходил в "Ленком". Никогда не забуду, как в разгар антиалкогольной кампании в моем кабинете мы пили коньяк: Ельцин, я и…

– Лигачев?..

– (Смеется.) Нет, Юз Алешковский. И вот я понял, что началось новое время, раз в моем кабинете выпивают такие люди. Правда, Ельцин тогда был лишен всех регалий. И когда я увидел, что он отправился домой пешком, то взял у нашего электрика автомобиль, с трудом его завел (это сейчас некуда машину поставить у театра, а тогда машин почти не было) и поехал догонять Ельцина. Когда мы поравнялись, Борис Николаевич очень обрадовался, но я понял, что его в автомобиль не втиснешь – уж очень ноги у него длинные. Но все же я кое-как поднажал, он оказался в машине, мы поехали… Через какое-то время я стал членом президентского совета...
 
– Вы ускорили смерть КПСС, порвав партбилет. Сегодня порвать ничего не хочется?

– Нет. Моя жена сказала, что это был самый безвкусный поступок в моей жизни. И я с ней согласен. А вскоре произошел еще один случай. Мне кто-то сказал в театре: "Марк Анатольевич, там на Пушкинской площади вас выкликают". Оказывается, шел митинг, и Новодворская кричала в мегафон: "Нам нужен такой президент, как Марк Захаров". Я это не слышал, но слышали люди.

– Вы не пошли на площадь?

– Нет, не пошел.

– А вдруг бы изменилась история России?

– Я думал, все изменится, когда мои однолетки станут руководить страной. А оказывается, что дело не в этом. И однажды я набрался смелости и сказал Горбачеву в присутствии большого количества людей: "Недостаточно быть добрым дирижером, хорошим режиссером, талантливым балетмейстером, симпатичным музыкантом, чтобы заниматься политикой. Это особая профессия, в ней нужна другая кондиция, другое образование и другой строй нервной системы". Поэтому я от политики сознательно дистанцировался.

– Как на артистов влияет то, что в "Ленкоме" часто бывают первые лица страны?

– Артисты это ценят. Радует, что наш театр в числе уважаемых организаций. Хотя относиться к этому без иронии я не могу. Кстати, Юрий Петрович Любимов всех представителей власти, которые ходят на спектакли, называет "портретами". А в "Ленкоме" появилась такая жуткая примета: как только приходил очередной "портрет", его вскоре снимали. Например, пришел Язов. Долго ходил по моему кабинету. А у меня там есть фотографии: молодой Симонов и молодой Берсенев. Язов долго на них смотрел. Я говорю: "Узнаете?" Он говорит: "Да, справа – это вы молодой" – И показывает на Симонова. Ну и месяца через три он от дел отошел. Так же было и с другими представителями власти, поэтому я боюсь сейчас за Дмитрия Анатольевича. Но, может быть, пронесет.

– Бестактный вопрос, но как вам новый глава государства?

– Вы знаете, он произвел на меня очень приятное впечатление еще в ту пору, когда не был президентом, но все уже знали, что он вот-вот станет преемником.

– С проявлением звездной болезни сталкиваетесь в театре? У вас же в труппе звезда на звезде…

– На репетициях нет, не сталкиваюсь. А вот некоторые интервью почитаешь, так там проскакивают фразы, над которыми я задумываюсь. Например, моя любимая Маша – Мария Андреевна Миронова – сказала про "Ленком": "Я воспитывалась среди старинной мебели". Я вздрогнул.

– А любимчики есть?

– Ну, любимчики всегда есть. На первом месте, конечно, Броневой со своим тяжелым-тяжелым, но покладистым характером. Потом Чурикова, Янковский, Збруев, Захарова, Певцов, Раков... Агапов у нас стал очень хорошо играть. Ему бы сняться в каком-то хорошем фильме, чтобы все посмотрели.

– Ленкомовская молодежь много снимается в сериалах. Вам это не мешает?

– Нет. Если есть какая-то удача в кино или на телевидении, артист приходит в театр обогащенный. Он видел других хороших артистов, он был в несколько иной технологической среде. Он что-то приобретает и начинает беречь свое имя. Правда, не всегда этот процесс бывает полезным. Не так давно у нас в "Шуте Балакиреве" стал выделяться один артист, он явно шел к успеху, поэтому я терапевтическую работу с ним провел. Я поинтересовался: "Если получится хороший спектакль, вы с ума не сойдете? Начнут ведь щелкать камеры, спрашивать: кто вам дороже – брюнетка или блондинка?" Он говорит: "Ну что вы, не сойду" Но получил Госпремию и… началась звездная болезнь.

– Говорят, сейчас публика в регионах более сурово стала относиться к антрепризе. Покупает билеты в первую очередь на спектакли, которые идут в репертуаре хороших театров…

– Пожалуй, вы правы. Отношение к театру изменилось. На театральной мякине публику не проведешь. Хотя иногда зрители меня удивляют. Недавно, например, на гастролях к нам за кулисы пришел человек. Он обратился ко мне: "Марк Анатольевич, мы бы хотели устроить творческую встречу для своих сотрудников". Я говорю: "Ну, пожалуйста". – "Мы хотим, чтобы была Чурикова, Янковский, Збруев, Захарова". – "Хорошо". – "А вас не будет шокировать, если встреча пройдет в ресторане?" – "Ну, давайте в ресторане. А что вам хотелось бы услышать?" Он говорит: "Не надо ничего рассказывать, просто вы сидите и ешьте. А мы посмотрим на вас со стороны". Антреприза иногда берет именно этим зоологическим любопытством: дескать, вот он, живой артист. Мне сейчас супруга Караченцова Людмила Поргина принесла пьесу: "Коленька будет играть отца Пастернака и молчать весь спектакль, а в конце что-то скажет". Она думает, это станет событием для театральной Москвы. Но меня смущает, что весь интерес публики сведется к такому медицинскому любопытству.

– Ваша дочь Александра сегодня на первых ролях в "Ленкоме". Во всем ли она соглашается с вами? Или дома может возразить: дескать, папа, ты не прав?

– Нет, что вы, она возразить мне не может. (Смеется.) Зато жена бывает предельно строга. Вообще жены часто помогают режиссерам. Я вспоминаю, как на репетиции к Плучеку в Театр сатиры приходила его супруга Зинаида Павловна. И вот когда репетиция заканчивалась, она подходила к артистам с блокнотом и делала замечания. Например, одному из них говорила: "Всё хорошо". Другому: "А вам еще думать надо над образом". Третьему: "Вы рано смеетесь, у вас не все получается". И так далее. Когда артисты меня не слушаются, я им говорю: "Ребята, если будете плохо себя вести, приведу жену с блокнотом…"

– Вы не раз говорили, что весьма строго к вашему творчеству относился и Григорий Горин...

– Да, это был единственный человек в нашем театре, который мог мне делать замечания. Я его приглашал на репетиции, и он мне говорил: "Марк, что это у тебя за мизансцена? Это же пошлость! Разве это шутка? Это недостойно тебя" Вот сейчас таких людей нет. Сейчас мне все говорят: "Марк Анатольевич, вот есть Станиславский и вы, сразу за ним". (Смеется.)

– Уходят великие артисты. Нет Абдулова, Леонова, Пельтцер, Ларионова, долгое время не играет Караченцов. Это ощущается в коллективе?

– Конечно, ощущается. Но все равно в России, несмотря ни на что, рождаются талантливые люди, подрастает молодежь. Назвать могу многих, но все же сейчас меня особенно радуют Виктор Раков, Иван Агапов, Маша Миронова. В какой-то момент молодые артисты становятся значимыми, любимыми. И потом, как правило, после ухода из жизни их причисляют к разряду великих деятелей русской культуры.

– Вам жалко было отказываться от "Поминальной молитвы", которая шла при неизменных аншлагах?

– Да, но были уже сигналы, что надо от нее освобождаться. Потому что ушел из жизни Леонов, что невосполнимо для спектакля. Потом играл Стеклов. И хотя он актер крепкий, но это было уже другое качество. Я с тоской вспоминаю тот спектакль еще и потому, что в нем был живой конь по имени Барсик, которого все очень любили в нашем театре. И у них с Евгением Павловичем сложились личные отношения. За кулисами перед спектаклем Леонов что-то шептал Барсику на ухо, а тот фыркал в ответ, они о чем-то долго могли разговаривать. Я видел, как Барсик тосковал, если Евгений Павлович долго к нему не подходил. В общем, трогательные были отношения и удивительный конь. "Поминальная молитва" постоянно дарила мне радость. Я помню, как однажды на спектакль пришли армянские деятели театра, и, когда опустился занавес, они сказали мне: "Марк Анатольевич, у вас получился замечательный спектакль про армян". То же самое мне говорили и представители других национальностей. Молдаване считали, что этот спектакль про молдаван, грузины – про грузин, евреи – про евреев. Словом, каждая диаспора видела в "Поминальной молитве" отражение собственной национальной боли.

– Ваш театр часто выезжает на гастроли, ленкомовцы играют спектакли перед самой разной аудиторией. Реакция зрителей всегда примерно одинакова?

– Нет, очень отличается. Например, питерцы иначе смотрят спектакль, чем москвичи. В "Шуте Балакиреве" есть такая фраза: "Войной русских людей пугать не надо". В Москве на нее зритель редко обращает внимание, разве что иногда слабый смешок может раздаться в зале. А в Петербурге после этой фразы – аплодисменты. Я подумал: "Вот она, острота".

– Столь же остро публика воспринимала и спектакль "Тиль", который вы в 1974 году поставили в "Ленкоме"…

– Действительно, у "Тиля" был поразительный зрительский успех. Но лучше всего этот спектакль принимали в Кракове в 1977 году. Там студенческий город, и зрители жадно ловили каждую фразу. Например, на сцене говорили: "Ну и жизнь у нас". И в зале начиналось братание, аплодисменты, крики… Артистам приходилось останавливать спектакль – ждать, пока крики стихнут.

– К коллегам на премьеры ходите?

– Хожу, но все равно это работа. Расслабиться не могу, поскольку отношусь к этому как к ответственной репетиции.

– А если спектакль плохой, можете уйти в антракте?

– Вы знаете, иной раз очень хочется так сделать. Но премьера – это ж вроде как событие и уйти, не досмотрев половины спектакля, очень неудобно. Впрочем, не думайте, будто мне ничего не нравится. Я с удовольствием наблюдаю за Кириллом Серебренниковым. Мне нравились все его спектакли, начиная от "Пластилина" и заканчивая "Лесом". Правда, последующие постановки немного огорчили, но все равно Кирилл стал большим режиссером. Люблю спектакли Петра Фоменко, несмотря на то что у меня есть претензии к "Бесприданнице", и их много, но смотрел ее с удовольствием. Иногда заглядываю к Эдуарду Боякову в его маленький зальчик театра "Практика", слежу за Центром Мейерхольда и так далее. Особенно я люблю большие формы – там, где режиссер работает на широкой площадке. А вот небольших залов, где можно играть камерный спектакль, я побаиваюсь, потому что там часто угнетают зрителя. Помню, меня пригласили студенты на свой пробный спектакль в ГИТИСе. Они выбрали пьесу про семью, в которой просто ужас на ужасе. Например, мама ненормативной лексикой пользуется по поводу полового созревания сына. Отец пьет, сын вот-вот станет наркоманом. После спектакля студенты поинтересовались, что я думаю о постановке.

– Что же вы сказали?

– Я сказал: "Вы знаете, чтобы уж совсем напугать зрителя, надо, чтобы папа жил с дочкой, мать меняла бы сексуальную ориентацию. И обязательно сделайте крупным планом введение наркотиков в вену". Они удивленно на меня посмотрели, но, я думаю, намек поняли. Если главная идея спектакля – одиночество человека в мире, не обязательно его показывать столь натуралистично. Искусство в том и заключается, чтобы деликатно раскрывать темы, о которых не принято говорить. Меня радует, что когда зритель хочет сделать хороший подарок врачу, то дарит ему билет в "Ленком" или в "Современник", или во МХАТ…

– А телевизор вы смотрите?

– В основном только новости. Сериалы смотреть не могу, как и читать беллетристику. Хотя, конечно, среднестатистическую беллетристику люблю – Пелевина, Улицкую... И в принципе, понимаю, что тоже могу что-то написать. Дайте мне четыре судебных дела, заприте на даче на трехразовом питании, и спустя время я напишу вам среднестатистический детектив. Но вернемся к вашему вопросу. Кроме новостей люблю смотреть по телевизору исторические фильмы Николая Сванидзе. И недавно я очень важную вещь установил: Сванидзе раскрывает неоспоримые факты про сталинские репрессии, про ГУЛАГ, про миллионы искалеченных судеб, но это абсолютно не действует на тех людей, которые превозносят Сталина. Несмотря на фильмы, учебники истории и ГУЛАГ, сейчас в нашем обществе началась ресталинизация. Сталин вопреки здравой логике лидирует в интерактивных опросах, да и ваша газета недавно писала о том, как один из священнослужителей пытался приравнять Сталина к лику святых… В общем, наш народ по-прежнему находится во власти тирана. И никакие убеждения на нас не подействуют. Это все равно, что сказать зомби, который на плантации в Африке работает: "Зомби, друг мой, ты свободный человек. Ты не должен больше работать". В ответ он тебя или убьет, или убежит. На него факты неоспоримые никак не подействуют. В этом особенность нашего во многом зомбированного состояния.

Автор: Виктор Борзенко
Источник: Новые Известия
Просмотров: 864
Комментариев: 0
Фото: Новые Известия
Тэги: Мир  Россия  интервью  Захаров 

В тему:
Последние комментарии:
Читать все комментарии

Добавить комментарий
Пожалуйста, придерживайтесь темы данной публикации, для общения на другие темы у нас есть форум. Выражая свое мнение, соблюдайте общепринятые правила приличий. Площадная брань, оскорбления, спам и т.п. удаляются. Количество знаков в комментариях ограничено. Действует лимит 24 часа/комментариев для не зарегистрированных пользователей.

Ваше имя (*)
Тема (*)
Комментарий (*)
Число на картинке (*)

    Последние публикации
Референдум, Дима. Канделаки "отбрила" Гордона ответом на вопрос, чей Крым
Телеведущая Тина Канделаки с помощью одного слова поставила на место украинского журналиста Дмитрия Гордона. Она заявила, что на все вопросы "отв >>>

Лисий беспредел. Пятеро лисят вышли к туристам в Крыму в поисках еды (ВИДЕО)
В крымских горах к туристам вышли пятеро маленьких лисят, устроивших «полный беспредел». Видео животных, резвившихся у моря, один из турис >>>

Красота исцеляет. Крымских детей с ограниченными возможностями снимали в лаванде
Три семьи из Симферополя, воспитывающие детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, получили возможность выехать на лавандовое поле >>>

Едут взрослые и дети. В Крыму после отмены ограничений ждут до 1,5 млн туристов
Курорты Крыма в июле примут до 1,5 млн туристов. Такой прогноз озвучил министр курортов и туризма республики Вадим Волченко. «Мы входим в самую >>>

Непогода нынче в моде. Ливни на выходных рекордно наполнили водохранилища Крыма
За прошедшие выходные в Крыму поставлен полугодовой рекорд по наполнению водохранилищ. Об этом на своей странице в Facebook написал глава РК Сергей Ак >>>

Добро пожаловать. Аксёнов извинился перед туристами и пригласил их в Крым
Глава Крыма извинился перед туристами за режим обсервации, ранее действовавший на полуострове, и пригласил их приехать на курорт. С таким обращением С >>>

Ответь правильно. Участникам голосования в Севастополе подарят семь автомобилей
Севастопольская некоммерческая организация «Родной край» намерена провести викторину в течение дней голосования по поправкам в Конституци >>>

Разошлись во взглядах с Украиной. Крым всегда был нашим и мы его его не "приобрели" - Путин
Россия «не приобретала Крым», решение войти в состав страны было выбором населения полуострова. Об этом заявил президент Владимир Путин в >>>

След. Сексуальный маньяк, которого ловили с 2014 года, задержан в Севастополе
С 2014 года в разных районах Севастополя в безлюдных местах в отношении школьниц и совершеннолетних жительниц города совершались насильственные действ >>>

Раритет в 5 тонн. Крымские спасатели подняли из моря столетний якорь Холла (ФОТО)
Спасатели «КРЫМ-СПАС» подняли со дна Черного моря исторический якорь. Якорь, который весит более 5 тонн, находился на глубине 10 метров, н >>>

Коллективный разум
Форум

Лучше раз увидеть
Фотогалерея

Крымский пейзаж
Реклама




МЕСТО СДАЕТСЯ





Интересное у нас
Мир Баба Яга против. В Госдепе США вновь озаботились санкциями из-за крымской земли
Скрижали Такой отдых нам не нужен. Крымские иерархи считают, что власть распустила молодежь
Здоровье И вам не хворать. Нынешней осенью севастопольцы болеют простудами чаще крымчан
Отдых На обсервацию - в Ялту. Аксёнов объяснил, почему турсезону в Крыму крышка
Авто Как тебе такое, Маск? В Крыму наращивают производство электромобилей
Спорт В обмен на преференции. Мутко обещает не убивать, а развивать крымский футбол
Книжная полка "Хроника флотского спецназа". Как провожают пароходы
Реклама



МЕСТО СДАЕТСЯ



Блоги
.
.
Погода
Уже история
Архив У керченских рыбаков полно рыбы, но нет покупателей (фото)
На правах рекламы Я к вам пишу... У российских потребителей появилась возможность сказать ВСЕ
Реклама